Книга

ПАТРИАРШАЯ КНИГОХРАНИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА

 

...XVII век. Это была поистине мятежная пора. Грозное зарево народного протеста не угасало на ее горизонте. Первые его сполохи затрепетали в самом начале — Болотников. Мощ-пыми толчками сотрясают ее волнения крестьян и городские «бунты» середины века — «чумной», «медный». Наконец, взрывается она огненной лавой крестьянской войны, предводимой Степаном Разиным.

Зримо пробиваются ростки неудовлетворенности привычными дедовскими формами жизни. Главную их хранительницу и освятительницу — церковь — постигает драма раскола' Патриарх Никон бунтует против царской опеки, а мятежный протопоп Аввакум в ослеплении страсти пытается повернуть время вспять.

На земских соборах спорят о лучшем устройстве государственных дел — и усугубляют тяжелое положение народа. На церковных соборах ратуют за упрочнение роли и авторитета церкви — и лишают ее целостности. Необходимость развития торговли и промышленности вынуждают приглядываться к научному и техническому опыту Запада, а религиозный провинциализм и житейская косность велят чураться его, «аки наваждения диавольского».

Противоречия и противоречия... Они пронизывают, раздирают эпоху. Но и создают ее. В них рождаются небывалые еще для русских людей прозрения. Изменяющиеся экономические отношения, новые потребности и запросы ведут не только к выдающимся географическим открытиям на Востоке и на Севере, но и к важнейшим открытиям иного рода — открытиям социальным и духовным.

Именно в XVII веке впервые, может быть, народные массы начинают осознавать свою роль в жизни страны. Это сознание и реализуется в многочисленных попытках повлиять на ход ее дел.

И параллельно идет иное постижение: ценности личности человека с ее правом иметь сложную внутреннюю жизнь, быть значительной и интересной самой по себе,— что ярко выразилось в литературе века. И это тоже был мятеж против устоявшегося взгляда на человека лишь как на объект различных предписаний и установлений, сословную, государственную или церковную принадлежность холопа или боярина или овцу стада православного. В грозовой атмосфере века естественно возникали эти первые вспышки пробужденного сознания.

Общий «дух мятежа» проникает и в область культуры, Существующая система образования перестает удовлетворять возросшие потребности. Явственно ощущается нехватка научных знаний. Новые проблемы встают перед архитектурой и церковной живописью. В литературе при внешнем господстве традиции идет мощное глубинное движение. Она заметно

Оглавление