Книга

ПАТРИАРШАЯ КНИГОХРАНИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА

По указанию патриарха Иоакима в 1675 году проведена новая «опись греческим, греко-латынским, польским и славянским печатными и письменными книгами», поступившим сюда из Воскресенского монастыря. В ней значилась 501 книга. В 1677 году их оказывается уже 551, так как были возвращены ранее взятые отдельными людьми книги. До конца века ризная библиотека продолжала пополняться из различных источников. Они перечислены в описи, произведенной в 1718 году и опубликованной в журнале «Русский архив» в 1864 году М. Полуденским. В небольшом предисловии автор публикации между прочим писал: «Патриаршая библиотека так драгоценна для нас и значение ее так было велико, особенно в патриаршество Никона, что любопытно проследить по описи за постепенным приращением тех сокровищ, которые в ней были и которые сохранились до нас».

Книги поступали от отдельных лиц, из монастырей и Посольского приказа, часть составляли «подносные киевские книги», то есть подаренные патриархам киевские издания. К тому времени ризная библиотека уже не имела тех богослужебных книг, из которых когда-то единственно и состояла. Вероятно, они были переданы какому-нибудь собору. По зато в своем теперешнем виде именно она, а не домовая патриаршая библиотека, представляла собой замечательное собрание книг и рукописей.

На основании описи 1718 года С. П. Луппов сделал любопытные подсчеты, очерчивающие состав ризной библиотеки. Ясего в ней находилось 999 книг, из них 422 печатные и 577 рукописных;  13%  составляли  книги   светского   содержания п 73,3'% — иностранные книги, чаще всего греческие.

Что же ото за книги? Большинство носило религиозно-церковный характер; библии, евангелия, псалтыри, требники, месяцесловы, часословы, шестодневы, патерики, служебники, жития святых, «песни божественные».

       Среди них, в частности, хранился один из старейших памятников древнерусской письменности — «Синайский патерик», относящийся к XIXII векам. Патериком назывались или собрание житий подвижников отдельных монастырей, или повествования о различных событиях, свидетелями которых эти подвижники были. «Синайский патерик» является переводом произведения византийского писателя VII века Иоанна Мосха «Луг духовный». Это сборник разнообразных новелл, посвященных путешествию Мосха по Египту, Сирии, Палестине и содержащих географические и этнографические сведения, а также сказочные и любовные истории. Занимательность и живость изложения делали эту книгу весьма популярной у старинного читателя. В ризной библиотеке имелась, кстати, и греческая рукопись с частью текста Мосха. Позже были обнаружены два других древнейших памятника письменности древней Руси: «Изборник Святослава» 1073 года и «Юрьевское евангелие» начала XII века. Они принадлежали Никону, были подарены им Воскресенскому монастырю, и оттуда уже в XIX веке перешли в патриаршее собрание.

Светская литература, хотя и представленная в меньшем объеме, отличалась разнообразием. Ее составляли книги по астрономии, географии, истории, языку, философии, медицине и художественные произведения.

Особенно много книг было по истории. Сочинения древних — Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Фукидида, хронографы на греческом и русском языках, летописцы и степенные книги. В Воскресенский монастырь Никоном были по

Оглавление