расширяет поле своего зрения, все чаще обращается к злободневным вопросам. В такой обстановке, испытывая влияние и влияя, развивается русская книжность XVII столетия.
XVII век знает уже самые различные типы библиотек: монастырские, церковные, личные и такие, которые мы теперь назвали бы ведомственными. Интерес к книге, стремление иметь ее под рукой пробуждается в самых различных слоях населения. А спрос на книги обусловливался распространением грамотности, и наоборот, удовлетворение такого спроса способствовало росту грамотных. Историки свидетельствуют, что грамотность на Руси отнюдь не была привилегией только высшего круга. Еще до XVII века в среде торговцев и ремесленников было немало грамотных. В XVII столетии, с развитием торговых отношений, их число неминуемо должно было расти. Грамотные люди нередко встречались среди жителей посадов, крестьян. Ведь преимущественно этим, самым демократическим читательским кругам была адресована возникшая в ту эпоху бытовая и сатирическая литература, которая пользовалась огромной популярностью и имела широкое хождение.
В 1649 году проводилась опись Печатного двора. Из нее можно узнать, что среди прочих книг (богослужебных, Уложения 1648 года, книг ратного строя) на Печатном дворе в это время находилось 441 грамматика и 2900 азбук. По тем временам это не такие уж скромные цифры, и они проливают дополнительный свет на существовавшую тогда тягу к «учению книжному».
Книгами успешно торговали. И здесь же, в Печатном дворе, и в торговых рядах — книжном и овощном . Особенно бойкая торговля книгами шла тогда на Красной площади, v Спасских ворот.
Русские люди ценили и глубоко чтили книгу. В имущественных описях, например, она занимала второе место после икон что помимо материальной ценности говорило и об особом значении ее для обладателя. Хранились книги обычно в почетных красных углах.
Вот на почве такой устоявшейся книжной культуры п развивались крупные русские библиотеки XVII века, как частные, так и имевшие государственное значение. Среди оследних выдающаяся роль принадлежала библиотеке московских патриархов.
Возникновение ее относят еще к собранию книг московских митрополитов. Установлено, что в митрополичьей казне — как называлось имущество патриархов — находились и книги. Однако об общих контурах библиотеки можно говорить лишь начиная примерно с середины XVI века — с эпохи Ивана Грозного.
Русскую церковь возглавлял тогда митрополит Макарий. Сам он не прославился как писатель, но был человеком широко образованным и большим книголюбом.
И личные пристрастия, и нужды церкви обусловили