Книга

ПАТРИАРШАЯ КНИГОХРАНИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА

настойчивое стремление Макария собрать все «святые книги», которые в русской земле обретаются». Макарий затеял огромное предприятие: для назидания современников и руководства грядущим поколениям заново составить и тщательно отредактировать текст Четьих-Миней на все месяцы года — «Великие Четьи-Минеи».

Во исполнение задуманного Макарием Стоглавый собор 1551 года распорядился, чтобы «все святые книги с добрых переводов исправили...» И к Макарию со всех концов России стали стекаться книги, необходимые для составления и исправления новых Четьих-Миней.

Эти-то книги, главным образом славяно-русские рукописи, и легли в основу митрополичьей книжной казны. Известно, что в 80-е годы XVI столетия Угримом Горским была составлена ее опись.

К сожалению, эта опись не сохранилась, и мы не можем судить о составе книг, находившихся тогда в митрополичьей казне.

В 1589 году в Москве было учреждено патриаршество, и книжное собрание митрополитов стало называться по новому титулу главы русской церкви.

Когда современный читатель хочет познакомиться с фондом библиотеки, к его услугам каталог. Примерно аналогичным образом поступает и историк библиотек. Правда, ему приходится несколько хлопотней. Никто не приготовил для него каталожных ящиков с картотекой. В те далекие времена это не было принято. Но зато иногда составлялись описи книжных собраний (мы уже упоминали о них). И чтобы отыскать такую опись, приходилось переворачивать груды различных бумаг. Так в разное время учеными были отысканы и опубликованы несколько описей из Патриаршей библиотеки. Они-то и дали   представление о составе и движении ее книжного

фонда.

Первая сохранившаяся опись относится к 1631 году. Из нее видно, что в церковном имуществе патриарха, помещавшемся в Успенском соборе, было 17 рукописных и 4 богослужебные печатные книги. Еще 154 книги находились «на его государевом патриаршем дворе в книгохранительной палате». Это была тоже различная церковная литература, в основном рукописная (печатных книг было только шесть), несколько книг — греческие. Интересно, что в этой описи есть следы происхождения отдельных книг. Так, она содержит сведения о вкладах трех московских митрополитов — Геронтия, Даниила и Макария. Однако кто из них какое количество книг оставил после себя, неясно, так как из описи следует, что от каждого из них в состав казны вошло лишь... по одной книге. И отмечаемая историками весьма неодинаковая библиофильская склонность митрополитов, по иронии судьбы, оказалась здесь обезличенной.

Оглавление