Книга

ПАТРИАРШАЯ КНИГОХРАНИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА

государства как единственного преемника павших «за грехи» Римской и Византийской империй. К тому же, церковь Византии в глазах русских людей была сильно скомпрометирована унией с католиками и турецким пленением.

Таково было положение дел и настроение   умов,   когда Никон, как пишет Ключевский, «на много дней затворился в книгохранилище, чтобы рассмотреть и изучить старые книги и спорные тексты... Он начал рассматривать  и  сличат), с греческим славянский текст символа веры и богослужебных  книг и везде нашел перемены и несходства с греческим тек стом. В сознании своего долга поддерживать согласие с цер ковью греческой он решил приступить к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов».

Первым тагом Никона в этом направлении стало распоряжение о проведении учета и описания наличных книг во всех «степенных» монастырях. Нужно было ясно представить, какие книги могли понадобиться для предпринимаемой работы. Во вступлении к выполненной «Описи книгам, в степенных монастырях находящимся» можно прочитать: «161 (1653) году генваря в 11 день, по указу великого господина святейшего Никона патриарха московского и всея Руси, выписано степенных монастырей из отписных книг, в которых монастырях обретаются церковные четьи, того ради, чтобы было ведомо, где которые книги взяти, книг печатного дела исправления ради».

Эта опись явилась беспрецедентным в своем роде начинанием. В нее было внесено 2672 русские рукописные книги, хранившиеся в 39 монастырях. И хотя книги включались в нее выборочно, все равно, как отмечает автор «Истории русской библиографии» Н. В. Здобнов, она «сохраняет значение первого в России сводного каталога». Она хорошо свидетельствует также о целенаправленности и размахе, с которыми начал свою деятельность Никон.

И вновь на патриарший двор потянулись книги из разных углов России. Отбирались они, надо полагать, по личному указанию патриарха. Никон был опытным собирателем. Будучи еще митрополитом в Новгороде, не подвергавшемся гл-таро-монгольскому нашествию, и имея доступ в местные монастырские библиотеки, он составил ценную коллекцию древних русских пергаментных рукописей, влившуюся зам -лг в Патриаршую библиотеку.

Однако ни имевшиеся, ни вновь доставленные книги но удовлетворили требований Никона. Среди них оказалось мл.то образцовых, соответствующих греческому канону.

Удивительно! Жизнь страны медленно, но шла вперед: совершались отважные путешествия поморов, продолжалось освоение Сибири, первые шаги делало гражданское книгопечатание, в Москве возник театр... А церковные схоласты ожесточенно спорили... о количестве земных поклонов при богослужении, спорили о букве, о том, как писать в тексте — «беаше» или «был еси». Так что вполне отчетливо проявлялось средневековое мракобесие русских реакционеров.

Оглавление