Книга

ПАТРИАРШАЯ КНИГОХРАНИТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА

щие якоже... Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппо-крат и Галин: вси сии мудри быша и во ад угодиша...» Ту же участь предрекает Аввакум и их последователям.

Приведенные строки написаны звачителъво позже того, как Суханов доставил в Москву свои афовские приобретения. Но они — эти строки — свидетельство прежнего размежевавши позиций. Для такого размежевания существенным являлось то или иное отношение к «внешней мудрости», просвещению, светской книге.

Книга «кладезь мудрости», «прелестница» становилась знаменем'и орудием борьбы, что, впрочем, отлично доказывал своими описаниями и сам Аввакум.

И знаменитый фонд Патриаршей библиотеки, возникавший в недрах старого и для его сбережения, неожиданно стал тяготеть к новому, приобретал иную суть.

 Пополнившееся собрание оказалось актуальным, созвучным времени.

Планы Никона не осуществились, логика событий оказалась другой. Не удалось ему победить и в негласном соревновании с царем за приоритет. В сердцах он ушел в отставку: покинул патриарший стол и удалился в 1658 году в только что построенный Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. За Никоном последовала часть — самая ценная, новгородская и сухановская,— Патриаршей библиотеки.

В связи с этим предварительно была составлена новая ее опись. Но прежде чем посмотреть в нее, нужно пояснить, что Патриаршая библиотека не была единым целым. Она ведь, как мы помним, входила в состав патриаршей казны, а та делилась на три вида: «Патриаршая ризная казна — церковное облачение и утварь, являвшиеся принадлежностями церковного служения митрополитов и патриархов... Патриаршая домовая казна — предметы домашнего быта и церковные вещи, имевшие как церковное, так и домашнее употребление... Патриаршая келейная казна — личная собственность каждого патриарха»... В состав каждого из видов патриаршей казны входили, соответственно, и книги. Причем входившие в келейную — были личной собственностью патриарха, которыми он или его наследники могли распоряжаться как угодно. Все же остальные являлись казенным имуществом. Фактически в распоряжении патриархов находились две библиотеки.

Так вот из описи 1658 года видно, что в составе ризной казны находилось 28 богослужебных книг, а домовая казна насчитывала 1364 книги, из которых 156 принадлежали лично Никону (среди них древние пергаментные рукописи, привезенные из Новгорода), остальные 1208, в том числе суханов-ские, составляли казенное имущество.

Характерной особенностью собрания, как явствовало из описи, было наличие в нем 562 иностранных книг (467 греческих рукописей, 91 греческая печатная книга и четыре немецкие печатные грамматики).

В Воскресенский монастырь Никону были отправлены его

келейные книга и сухановский фонд, за исключением 48 книг, переданных на Печатный двор. Однако эти книги уже на протяжении 70-х годов по частям стали возвращаться в Москву, но теперь не в домовую, а в Патриаршую ризную библиотеку.

Оглавление