Книга

«НА РОЗНЫХ  ЯЗЫКАХ»

На московском заводе Гужон (ныне «Серп и молот») существовали правила для рабочих, один из пунктов которых гласил: «Читать в стенах завода строжайше воспрещается. За нарушение штраф и другие карательные меры вплоть до увольнения».

Рабочий класс создавал свои подпольные библиотеки с так называемой «запрещенной» литературой. Эта литература воспитывала рабочих, учила их политической    революционной борьбе. Уже первые политические рабочие кружки и союзы брали на вооружение книгу. Например, в библиотеке «Северного Союза русских рабочих» число книг было так велико, что их нельзя было хранить в одной квартире. Библиотеку разделили на несколько частей и развезли по рабочим кварталам. Каждый квартал имел своего библиотекаря, у которого был полный список всех принадлежащих «Союзу» книг. Главным библиотекарем был Степан Халтурин — один из создателей «Северного Союза». Этот замечательный революционер распространял книги среди рабочих, предварительно он прочитывал все поступившее в библиотеку, и всегда знал, какому читателю что именно дать. Этот «Союз» разгромили жандармы. Его руководителей бросили в тюрьму.

Библиотека погибла. Вместо разгромленных    библиотек создавались новые, более тщательно спрятанные, лучше подобранные. Воспитывались прекрасные подпольщики-профессионалы. Среди них И. В. Бабушкин — человек, отдавший жизнь рабочему делу. «Гордостью партии» назвал его В. И. Ленин. Бабушкин страстно и непрестанно учился, учил других, устраивал подпольные библиотеки.

Организатором нелегальной библиотеки в Нижнем Новгороде был Я. М. Свердлов, а в Гудаутах — Серго Орджоникидзе. И многие другие революционеры занимались организацией библиотек для рабочих.

И происходило все это в самом начале XX века. Книги давным-давно покинули монастыри, перешли в университеты, в академии наук, в публичные и национальные библиотеки.

И рядом библиотеки подпольные, тайные... Народ хотел учиться. Ведь до революции среди взрослого населения из каждых четырех человек трое были неграмотны. Вот каков результат «многолетней порчи народного просвещения царизмом» (В. И. Ленин). В 1906 году журнал «Вестник воспитания» писал, что для достижения всеобщей грамотности мужчин понадобится 180, а женщин — 280 лет. Почти 300 лет, чтобы покончить с неграмотностью населения России!

Этот мрачный прогноз не оправдался. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом пересмотрела эти сроки, в кратчайшее время книга стала достоянием каждого, а страна наша превратилась в могучую книжную державу.

 

Оглавление