Книга

«НА РОЗНЫХ  ЯЗЫКАХ»

Во многих отчетах можно встретить данные о том, что по окончании работы царь «одаривал» мастеров подарками: кому «по 5 аршин кармазина», кому «денег 5 рублев», а кому английского сукна... Есть сведения, показывающие, что роскошные рукописи политы потом и слезами мастеров. Переписчик Иван Верещагин переписывал «Александрию», «Ва-силиологион», книгу об избрании царя Михаила Федоровича. В одной челобитной царю он сообщает: «Книгу пишу я, холоп твой, беспрестанно, а поденного корму мне твоего, великого государя, жалования за мою работишку еще ничего не указано». И таких просьб заплатить «за работишку» Верещагин паписал несколько, а когда плату назначили, он жалуется, что «государева корму» ему не хватает. На обороте этой челобитной ему поручено «писать без лености со прилежанием». Не вынеся тяжкой работы, мастер сбежал... Его разыскали, сковали, доставили в Приказ и снова посадили за письмо. Теперь, наконец, его зачислили подьячим, но положение его не очень уж улучшилось: «Велено мне, холопу твоему, быть в Посольском приказе в подьячих и книжное письмо по-иреятему же писать, а твоего, великого государя, жалования... не указано».

Столь же тяжка была судьба и другого мастера, Ивана Максимова, иконописца и ученика Симона Ушакова. Он в челобитной скорбно сообщает: «Взят я, холоп твой, из Пушкарского приказа в Посольский приказ для твоих, великого государя, дел,., а твоего, великого государя, годового денежного и хлебного жалования мне, холопу твоему, не ученено...». Нет, не сладкое житье было у государевых слуг, не очень легко удавалось получить  «корм»,  «хлебное»  и  «денежное

жалование», а работать приневоливали «без лености со прилежанием».

Листая старинные рукописные книги, любуясь их четким шрифтом, красочными причудливыми буквицами, роскошными миниатюрами, восхищаясь дорогими тонко выполненными окладами, не следует забывать о тех мастерах, чьим трудом создавались эти произведения искусства.

Одной из крупнейших работ мастерской Посольского приказа была «Книга описания великих князей и великих государей царей российских, откуду корень их государьской про-изыде, и которые великие князи и великие государи цари с великими же государи окрестными христианскими и мусульманскими были в ссылках», или так называемый «Титу-лярник».

В книге дано 75 портретов русских князей и царей — от Рюрика до Алексея Михайловича, и иностранных государей, московских и вселенских патриархов, рисунки русских и иностранных государственных гербов и печатей, русских городских и областных гербов, выполненные золотом, серебром и красками на александрийской бумаге. В книге даны сведения о происхождении Русского государства, о монархах и духовных лицах.

Оглавление