Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

разослал грамоты монастырям и церквам. Он запрашивал, есть ли у них нужные ему книги, и просил, если есть, прислать их в Новгород. По мнению советского исследователя М. И. Слуховокого, «это — первый в истории русского культурного строительства случай обдуманного подхода к выявлению книжной наличности».

Книги, которых Геннадий и его помощники не обнаружили среди имевших хождение на Руси, были вновь переведены, притом некоторые не с греческого, а с латинского, древнееврейского и немецкого.

В результате упорного труда Геннадия и его помощников и была составлена в 1499 году Геннадиевская библия. Она стала своего рода каноном. Побывала она и в руках нашего первопечатника Ивана Федорова. В 1573 году по просьбе князя Константина Острожского эта библия была с разрешения Ивана Грозного выдана во временное пользование в г. Острог. Текст библии явился основой.первой славянской печатной библии, изданной в 1581 году Иваном Федоровым. Позже Геннадиевская библия была помещена митрополитом Варлаамом в библиотеку Троице-Сергиева монастыря.

В тексте книги, по-видимому, впервые появляется слово «библиотека». Слово это для русских людей было еще непривычно, поэтому против него на полях стоит пояснение — книжный дом.

Вторая книга — «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — рассказ о путешествии в Индию, которое тверской купец совершил в 1466—1472 годах. «Хождение» — один из самых замечательных памятников русской средневековой литературы. Известно, что Афанасий Никитин скончался в дороге, на пути к Смоленску. Современники оценили значение книги Афанасия Никитина. Она была доставлена в Москву и переписана в летопись в начале XVI века. Здесь-то, в Трои-це-Сергиевской лавре, и нашел Карамзин список книги Никитина.

Из переводных книг можно упомянуть «Хронику» Георгия Амартола XIII века. Создана рукопись в Твери, надпись гласит: «Многогрешный раб божий Прокопий писал».

Говоря о миниатюрах этой рукописи, профессор Д. Айна-лов указывал, что «нигде более нельзя встретить в таком ярком и многогранном отражении образа средневековой Руси с ее верованиями, с ее легендами, поучениями, назиданиями, чудесами, гаданием, волхованием, идолами, баснословием о чудесных странах и людях, о диковинах мира и чудесах его, как здесь».

Из других шедевров древней книги отметим Псалтырь XIV века — вклад Ивана Грозного. Белоснежный пергамент, четкий шрифт, написанный черными чернилами; текст обильно наполнен крупными золотыми точками, заглавные буквы написаны золотом.

А вот вклад царя Михаила Федоровича — «Евангелие», украшенное изумрудами, сапфирами, рубинами и змалью (сейчас хранится в Оружейной палате в Кремле). Павел из Алеппо, посетивший лавру в XVII веке, так описывает эту

Оглавление