Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Так, в книге Иова с толкованием писец Чудова монастыря Александр не без хвастовства и вызова записал: «Да рука то моя люба лиха, и ты так не умеешь писать, и ты не писец» (1394 год). На другой рукописи читаем: «Господи, помоги рабу своему Якову научитись писати, руки бы ему крепка, око бы ему светло, ум бы ему острочен, писать бы ему золотом».

Образ русского древнего писца и летописца дал А. С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»:

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд, усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет...

Заботами игуменов, трудами мастеров-книжников постепенно пополнялась библиотека монастыря.

Достоверно известно, что в 1616 году в монастыре была «многобогатая божественных писаний книгохранительница». Известно, что польские интервенты пытались взять монастырь, который к тому времени превратился в грозную крепость. Много месяцев длилась осада. Но незначительное число защитников монастыря выдержали ее. В противном случае вряд ли что осталось от «многобогатой книгохранительницы».

...Вначале книги располагались в южном отделении алтаря, под присмотром дьяконов. Потом возникла необходимость создать для книг особое помещение. По описи 1642 года библиотека находилась при ризничной палате. В XVIII веке на книге планов и фасадов лавры она обозначена в башне... В 1783 году библиотека переведена была в купол трапезной церкви.

В XVI и XVII веках книгохранилищем, или книгохранительной палатой, заведовали особые старцы, которые назывались книгохранителями. Должность эта на Руси имеет весьма почтенный возраст. Еще в Киево-Печерском монастыре при Феодосии был принят устав, одна из статей которого предписывала «со всяким прилежанием книги блюсти книго-хранителю...»

В XVI веке должность библиотекаря уже довольно распространена. В 1514 году в псковской Елизаровой пустыни был «книгохранитель Осаф», в Кирилло-Белозерском монастыре — «книгохранитель Афонасий», Сохранился и список библиотекарей Троице-Сергиевой лавры, начиная с XVI века. Это иеромонах Каприан, инок Корнелий, инок Иоаким, инок Константин (все XVI век). Один из библиотекарей — инок Дорофей (он умер в 1614 г.) «оставил по себе многи книги своея руки». Библиотекарь Антоний Крыло в 1620 году был определен в книжные оправщики при Патриаршей типографии.

Имелось и наставление книгохранителю, оно дошло до нас в составе сборника XVII века, который был в библиотеке монастыря. В этом наставлении говорится: «Прими книгу и прочитай часто знаемое, а неведомого иди к мудрейшим себе вопрошати... Подобает тебе, книгохранителю, по часту книг дозирати и в них разумеваемая чести и досматривати, да еще кто его не ведаешь, и ты вопроси у высшего себе разумом и учением. Та бо мудрость не по старости дается».

При  книгохранителе  библиотеки   Иоасафе   Кирикове  в 1642 году была составлена опись книгам.

Оглавление