Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

В одной из рукописей Боровского Пафнутьевского монастыря он составил перечень расходов на изготовление одной богослужебной книги. Вначале идут цены на материалы, а потом — плата мастерам. Вот некоторые строки из этого примечательного документа:

«...Доброписцу чернописному, сиречь книжному, сдано две тысящи сребренец противу трудов его в московское число, живописцу иконному четыреста сребренец, златопжсцу же, заставочному писцу и статейному писцу тысяща сребренец и четыреста в московское число... Златокузньцем же ж сребро-кузньцеш и сканному мастеру тысяща сребренец и четыреста сребренец московским же числом».

Над книгой, следовательно, трудились мастера: добропи-сец чернонисный, который   воспроизводил   основной   текст;статейный писец — он воспроизводил вязь киноварью; заставочный писец — его обязанность рисовать заставки и буквицы; живописец иконный — он рисовал миниатюры; златопи-сец — этот мастер покрывал золотом «статии», заставки и отдельные части миниатюр; три мастера — златокузнец, сребро-кузнец и сканный мастер изготовляли оклад книги.

Основной текст писали птичьими перьями на пергаменте или бумаге чернилами.

Небезынтересно сказать, что для изготовления чернил в древности составлялись сложнейшие рецепты, чтобы чернила были «добрые». Для этого использовались чернильные орешки, дубовая или ольховая кора, вишневый клей или камедь, квас или кислые щи, пресный или кислый мед и, наконец, гвозди или ржавое железо. Согласно одному способу «чернильного становления» — он приводится в рукописи XV века из библиотеки Троице-Сергиевой лавры — рекомендуется мелко истолочь чернильные орешки и просеять их через сито, затем полить кислым и пресным медом и смешать с вишневым клеем, после этого в смесь опустить 12 пластинок железа и поставить в сосуде в теплое место на три дня. При этом смесь следует трижды в день размешивать, испытывая ее сладость языком, и процеживать.

Известны и некоторые имена мастеров Троице-Сергиева монастыря, неутомимо занимавшихся списанием книг. Книжным доброписцем был, например, ученик Сергия Афанасий, который «в божественных писаниях зело разумен и добро-писания многа руки его и доныне свидетельствуют» («доныне» — до 1642 г.). Другой ученик Сергия — Исаак Молчальник (он умер в 1388 году) написал «Евангелие в десть, на бумаге» и «Псалтырь в полдесть, на бумаге». На бумаге! До той поры писали на пергаменте. Значит, монастырь покупал бумагу в те далекие времена, когда этот материал только-только проник в русские земли. Самый древний документ на бумаге датируется 1350—1351 гг. Это договорная грамота великого московского князя Семена Ивановича, сына Ивана Калиты, с братьями. А древнейшая из датированных рукописных книг — «Поучения Исаака Сирина» — относится к 1381 году. Она создана и сохранилась в Троице-Сергиевом монастыре.

Книги, переписанные Молчальником, тоже очень древние!

Известны и другие имена. Так, «рукою многогрешного инока Антония» переписаны «Поучения аввы Дорофея» (1414 год); «рукою раба божия Иосифа» — «Диоптра» Филиппа философа (1418 год), «рукою непотребного во инацех Елисея» — Служебник и Требник.; «рукою грубого и худого» инока Варлаама— «Лествица» (1412 год), а вот Евангелие 1531 года подписано так: «письмо грешного инока Исаака Бирева».

Но в те далекие времена имена мастеров сопровождались не только такими самоунизительными эпитетами.

Оглавление