Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

По этой описи в библиотеке числилось 742 рукописи. Число это весьма значительное для того времени. И библиотека по праву считалась одной из лучших монастырских библиотек.

О богатстве библиотек, о составе ее фондов можно судить и по косвенным свидетельствам, которые говорят, что в распоряжении читателя того времени была весьма разнообразная литература.

Наиболее примечательный пример тому — жизнь и творчество выдающегося писателя конца XIV начала XV века Епифания, прозванного Премудрым. Он дружил с Феофаном Греком. Епифашш написал «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского», ему же приписывается «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича». Большую часть жизни он провел в стенах Троице-Сергиевского монастыря — 31 год. Из них 17 лет при Сергии... Монастырь этот с богатой книжной культурой был его духовной школой, здесь получил он образование, которое только пополнил на Афоне. Епифаний, выдающийся деятель Московской Руси, был исключительно начитанным человеком. По его словам, «они с мужами книжными и мудрыми проводили ночи до утра, вникая в смысл различных писаний».

«Житие Стефана Пермского» написано на рубеже XV столетия. Любопытно отметить, что его автор — сам    большой любитель книг — подчеркивает образованность своего героя. Так, он пишет, что уже в Устюге, где прошло детство Стефана, тот выучился грамоте и прочитал все книги, которые смог достать в городе. Подросши,  он отправился в Ростов и постригся там в монахи, чтобы читать книги богатой монастырской библиотеки. Помимо чтения, он любил беседовать с каждым «книжнем» мужем и «разумничнем» старцем. В монастыре Стефан изучил греческий язык и свободно читал греческие книги.

Проучившись десять лет, он отправился проповедником в пермский край, где составил азбуку для зырян, не имевших до того письменности, чем и заслужил славу выдающегося просветителя. И главное в «Житий» — высокая оценка создания Стефаном пермской грамоты. Епифании пишет, что пермскую грамоту «един чернец сложил, един сочинил... един в единое время», тогда как греческую, рассуждал он, многие философы эллинские в течение многих лет собирали и составляли...

Свыше четверти века работал Епифании Премудрый над другим своим произведением «Житием Сергия Радонежского», показав в этом труде необычайное искусство слова.

«По цитатам в трудах его видно,— писал В. О. Ключевский,— что он читал хронографы, палею, лествицу, патерик и другие церковно-исторические источники, также сочинения черноризца Храбра. В житии Сергия он приводит выдержки из житий Алимпия и Симеона Столпника, Феодора Сикста, Ефимия Великого, Антония, Феодора Едеского, Саввы освященного, Феодосия и Петра митрополита по редакции Кип-риана; наконец, характер изложения обличает в Епифании обширную начитанность в литературе церковного красноречия».

С этой литературой Епифании мог ознакомиться только в Троицко-Сергиевом монастыре и в Москве. Эти обширные богатства представляли благодатную почву для развития культуры.

Сочинение Епифания о Сергии встречается обыкновенно в списках XVI и XVII в.

Оглавление