Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

С Троице-Сергиевым монастырем было тесно связано и творчество великого Андрея Рублева... В 1918 году в «Известиях» за подписью В. И. Ленина был опубликован список лиц, которым следует поставить памятники. В ленинском списке в разделе «Художники» первым значится имя Андрея Рублева.

Некоторое время Рублев помогал суровому и мудрому Феофану Греку, который поражал москвичей искусством украшать книги. Есть предположение, что творец прославленной «Троицы» возглавлял книгописную мастерскую. Ему же приписывают создание прекрасной по оформлению рукописи

 «Евангелие Хитрово». Название она получила по имени боярина Б. Хитрово, которому эту книгу «пожаловал» царь Федор Алексеевич. Боярин в свою очередь передал книгу в Троице-Сергиевскую лавру, сделав надпись: «Ради древнего письма».

Исследователь творчества Андрея Рублева Н. Демина пишет: «Все изображенное, от юношески сильного, задумчивого ангела с книгой в руках (символ человека в его стремлении к знанию)... до голубой цапли, как бы размышляющей над кротко взирающем на нее змеем, до подвижных букв из гибких стилизованных растительных элементов, полно ясности, силы и всеобъемлющей ласковости».

Любопытно отметить, что Епифаний Премудрый и Андрей Рублев жили в монастыре в одно время.

Много лет в стенах монастыря трудился и первый наш писатель-профессионал Пахомий Логофет. За свою долгую жизнь он создал множество различных произведений, в том числе обработал «Житие Сергия Радонежского». В библиотеке сохранилось девять списков редакций Пахомия, относящиеся к XV веку. Но главный труд его — «Хронограф» (1441 г.) — книга по отечественной истории, составленная на основе русских и иностранных источников.

 

сочинениях Гомера, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Диодора, Фукидида, Плутарха. Значит, и русские читатели из произведений Максима Грека узнавали об этих именах.

В монастыре Максим Грек встретил бывшего митрополита Иосафа, большого любителя книг. Достаточно сказать, что в библиотеке монастыря имелось до 23 рукописей (кроме богослужебных) прекрасного письма, принадлежавших Иосафу. Он же сохранил один из лучших списков сочинений Максима Грека. Это тем более знаменательно, что до начала XVII века произведения Максима Грека считались запрещенными.

Келью Максима Грека посетил Иван Грозный (1553 г.). Существует мнение, что они беседовали и о книгопечатании. Доводы Максима Грека окончательно убедили царя в необходимости организации книгопечатания в стране.

Порой можно встретить утверждение, что монастырские книгохранилища имели, как правило, литературу церковного

Оглавление