Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

книгу: «Что касается евангелия, то мы не видывали подобного по обилию чистого золота и драгоценных каменьев и по его искусной отделке, приводящий ум в изумление».

Сделал вклад в монастырь и Дмитрий Пожарский. Сохранился автограф вкладчика, который находился после тяжелого ранения на излечении в монастыре: «Книгу Григория Богослова дал в Троицкий Сергиев монастырь князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

Для характеристики внешнего облика рукописей приводим описание академика Ф. И. Буслаева псалтыри, относящейся ко второй половине XV века: «Перелистывая драгоценную рукопись, мы любовались неожиданными переходами из одного почерка в другой, от одного стиля в украшениях к другому, и с интересом отгадывания загадок или шарад увлекались в распутывании перепутанных нитей хитросплетенного письма, добираясь в нем до смысла отдельных букв и целых речей». Говоря далее о работе писца, Буслаев замечает: «То он видит строки из длинных голенастых заглавных букв, которые, как великаны, поднимаются из приземистого строя обыкновенных строчных букв, то расширяет их не в меру, так что они теряют характер кирилловского письма, получая стиль письма арабского или какого другого восточного. То он пишет самым тонким мелким шрифтом, замаскировывая славянское письмо крючковатою скорописью греческого...»

Все эти драгоценные памятники сохранили крепкие стены Троице-Сергиевой лавры.

В заключение упомянем еще и о том, что в библиотеке хранились и... арабские рукописи. В работе «Арабские рукописи в русских монастырях» академик И. Ю. Крачковский

приводит сведения, взятые из сборника Ю. Альтмана, который указывает, что он видел большое собрание восточных рукописей в Троице-Сергиевой лавре (и в некоторых других монастырях). Видел Альтман и переводы рукописей на древ-неславянский язык. Любопытно, что приводятся номера рукописей. Академик Крачковский установил, что всякая мистификация исключается. Однако при проверке на месте рукописей не оказалось. Это дало возможность снабдить работу подзаголовком: «Библиографическая загадка».

...И все-таки значение монастырской библиотеки, монастыря как центра культуры не следует преувеличивать. Дело, в основном, ограничивалось перепиской книг, их собиранием, учетом и сбережением. Читателями на протяжении многих десятилетий были монахи, случаи выдачи литературы на сторону крайне редки. Свой фонд книгохранители знали плохо, сочинения общеобразовательного характера допускали в свои собрания с неохотой. Основная заслуга монастырских книгохранилищ в том, что здесь были сбережены для нас многие памятники древнерусской письменности.

 

Оглавление