Книга

ЗАБОТАМИ  СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

В первое время, как отметил писатель XVI века Иосиф Волоцкий, в Сергиевом монастыре создавали книги не на пергаменте и не на бумаге, а на бересте.

       И в старинной описи библиотеки (1642 г.) упоминаются берестяные книги—«свертки на деревце, чудотворца Сергия». Правда, эти «свертки на деревце» до нашего времени не дошли.

Ефим Дорош в очерке о Загорске пишет, что уже при Сергии в монастыре было по меньшей мере около пятидесяти рукописных книг: произведения мыслителей и выдающихся поэтов греко-христианской культуры. Любимыми авторами основателя лавры были «писатели, которых следует считать поэтами среди церковных писателей», и можно вообразить «листочки бересты со стихами Григория Богослова, питомца Александрии и Афин, или витиеватыми аллегориями синайского отшельника Иоанна Лествичника».

Сергий одобрял чтение книг монахами и заботился о приобретении и об изготовлении книг. Постепенно складывалась монастырская библиотека, которая особенно быстро стала расти при преемниках Сергия. Здесь уместно привести слова В. Лазарева — советского ученого, который заметил, что «культура русского монастыря XV века была далеко не такой примитивной, как это казалось старым исследователям. Творения Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Дионисия Ареопагита внимательно читались и тщательно комментировались. Отсюда в русскую церковную литературу проникали элементы античной философии — платонизма и новоплатонизма».

В монастырях ведется собирание и переписка книг, делаются переводы с греческого, болгарского, сербского языков, создаются летописные своды.

Не удивительно, что люди, склонные к искусству, философии, литературной деятельности, находили здесь хорошие условия для творчества.

...Уже при жизни Сергия в монастыре было налажено дело

переписки книг. А в начале XV века здесь действовала мастерская по изготовлению книг — книгописная палата. Книги переписывались, украшались заставками, золотыми и киноварными буквами, изящными миниатюрами. Переплеты (так называемые оклады) — тоже подлинное произведение искусства. Вот описание одной из древних книг. «Евангелие в десть писменое, на бумаге, поволочено бархатом рытым, цка верхняя серебряна, чеканная, золочена, а на ней четыре камени, два яхонта лазоревы, да кора яхонтовая червчата, да изумруд в гнездах... а застежки на червчатом бархате низаны жемчугом...»

В мастерской выработался специальный «сергиевский» почерк. Отсюда книги расходились по всей Руси.

Сохранился рисунок-миниатюра книгописной палаты Троице-Сергиевой лавры в рукописи «Житие Сергия Радонежского» XVI века. За длинным широким столом на скамьях с подножьями сидят монахи — переписчики книг. Перед ними на столе две чернильницы, нож, свернутые свитки и книги. Налево сидит Епифаний — автор жития.

К тому же времени относится запись, раскрывающая «технологию» книгопроизводства (хотя автор — митрополит Макарий — писал ее совсем с другими целями).

Оглавление