Объясняется это тем, что создавалась азбука не на пустом месте. Те «русъские письмена», которые видел Кирилл в Кор-суни, помогли ему, послужили толчком к созданию упорядоченной славянской письменности. Но и при наличии исходных материалов такой труд был под силу лишь очень крупному ученому и тонкому филологу.
Лишь после этого, в 863 году, братья отправились в Моравию (863 год считается датой создания славянской письменности), где развернули бурную деятельность: в Велегра-де и в моравских деревнях на богослужениях они читали привезенные с собой книги, выбирали учеников и обучали их славянской азбуке, продолжали переводить на славянский язык греческие книги. Братья сделали многое для распространения в стране славянской письменности и культуры.
Их деятельность вызвала резкое недовольство немецкого духовенства, которое, используя все средства — интриги, доносы, подлоги,— пыталось опорочить деятельность Кирилла и Мефодия. Их обвиняли даже в ереси — самый надежный в то время метод борьбы с противниками. Чтобы защититься, братья едут в Рим и добиваются успеха — им разрешают распространять славянские книги в Моравии...
Но вот умирает Кирилл. Мефодий не бросает начатого дела. Его преследуют, сажают в тюрьму, подвергают суду.
В конечном счете победу в Моравии одержали не просветители. Церковники-католики добились того (уже после смерти Мефодия), что папа римский Стефан V запрещает под страхом церковского отлучения славянское богослужение в Моравии. Ближайших учеников Кирилла и Мефодия арестовывают и после вставаний изгоняют из страны. Трое из них — Климент, Наум, Ангеларий — нашли благосклонный прием в Болгарии.
Здесь они продолжают начатые Кириллом и Мефодием переводы с греческого на славянский, составляют различные сборники, способствуют распространению грамотности в Болгарии. Страна в это время достигает большого могущества, она даже соперничает с Византией. При царе Симеоне появляется знаменитое «Сказание ю письменах» Черноризца Храбра.
Таким образом, уничтожить дело славянских просветителей не удалось. Огонь, зажженный ими, не погас. Созданная братьями азбука начала свое шествие по странам, стала распространяться среди южных и восточных славян. Справедливости ради, надо сказать, что, помимо кириллицы, в IX веке возникла другая азбука — глаголица. Вопросы, связанные с ее происхождением, чрезвычайно сложны и пока еще не решены наукой.
Из Болгарии упорядоченная славянская азбука попала и в Киевскую Русь и попала, надо сказать, на благодатную почву. Здесь в сложившемся феодальном государстве были все условия для широкого развития письменности.