Книга

ОТКУДА   ПОШЛА СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Чрезвычайная   ценность   ее  в  том,   что  автор  побывал в тех краях,  куда никто до него не добирался.  Он  своими глазами наблюдал жизнь наших предков  и   описал  ее  подробно и точно. Ибн-Фадлан был секретарем посольства, которое отправилось 21 июля 921 года из Багдада  в далекую, почти неведомую Болгарию. Этот знатный, но бедный секретарь отличался любознательностью  и   острой  наблюдательностью, он интересовался всем новым и непривычным. Через Иран, в Среднюю  Азию  до Бухары,  оттуда  в  Хорезм и далее на север... Север страшил арабское посольство. «На каждом из нас была куртка, поверх ее кафтан, поверх него шуба, поверх  нее  длинная войлочная одежда, покрытая кожей,  и  бурнус,  из  которого  видны были только два глаза, шаровары одинарные и другие с подкладкой гетры, сапоги из шагреневой  кожи  и  поверх другие сапоги, так что каждый из нас, когда ехал верхом на верблюде, не мог двигаться  от   одежд,   которые  были  на  нас». А  ведь  надо  было всего-навсего  пересечь  Казахстан и   попасть  на  Среднюю Волгу.

      Весной посольство въехало в Болгарию... До недавнего времени было представление, что в X веке по дремучим приволжским лесам бродили полудикие племена охотников. Своей книгой Ибн-Фадлан рассеял эти представления. Здесь в то время находилось богатое государство, основанное предками поволжских народов. Царь Алмуш совершил вместе с послами поездку, и Ибн-Фадлан видел в его стране столько удивительных вещей, что не смог перечесть «из-за множества».

Поразили южного жителя светлые ночи, когда «красная заря ни в коем случае не исчезает окончательно», необычная земля — «черная, вонючая» и огромные леса; пища тоже необычная: «просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве». И жители не похожи на задавленное налогами население халифата. Путешественник с удивлением отмечает: «Каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя». Необычны нравы: на приемах жена царя сидит с ним рядом.

Путешествие продолжалось уже несколько месяцев, когда пришла весть, что приплыли руссы... Ибн-Фадлан не мог упустить возможность поближе познакомиться с этими людьми. И он подробно рассказал об обычаях и нравах наших предков, об их языческой вере, о внешнем виде, наконец. Русские торговцы — высокие, румяные, белокурые, с голубыми глазами и окладистыми бородами — держались приветливо, но независимо. Руссы, видимо, прибыли надолго, они построили большие деревянные дома и расположились в них со своими товарами. Двери домов не запирались. Но, пишет Ибн-Фадлан, «если они поймают вора или грабителя, то они поведут его к длинному толстому дереву, привяжут ему на шею крепкую веревку и повесят его на нем навсегда».

Поразили Ибн-Фадлана деньги руссов — «серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, а также соболь».

Потом до Ибн-Фадлана дошла весть «о смерти одного выдающегося мужа из их числа». И он подробнейшим образом описал похороны по языческому обряду — сожжение. Ибн-Фадлан смотрел на огонь, и русс, стоявший рядом с ним, сказал ему через переводчика: «Вы, арабы, глупы. Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви,

Оглавление