Чрезвычайная ценность ее в том, что автор побывал в тех краях, куда никто до него не добирался. Он своими глазами наблюдал жизнь наших предков и описал ее подробно и точно. Ибн-Фадлан был секретарем посольства, которое отправилось 21 июля 921 года из Багдада в далекую, почти неведомую Болгарию. Этот знатный, но бедный секретарь отличался любознательностью и острой наблюдательностью, он интересовался всем новым и непривычным. Через Иран, в Среднюю Азию до Бухары, оттуда в Хорезм и далее на север... Север страшил арабское посольство. «На каждом из нас была куртка, поверх ее кафтан, поверх него шуба, поверх нее длинная войлочная одежда, покрытая кожей, и бурнус, из которого видны были только два глаза, шаровары одинарные и другие с подкладкой гетры, сапоги из шагреневой кожи и поверх другие сапоги, так что каждый из нас, когда ехал верхом на верблюде, не мог двигаться от одежд, которые были на нас». А ведь надо было всего-навсего пересечь Казахстан и попасть на Среднюю Волгу.
Весной посольство въехало в Болгарию... До недавнего времени было представление, что в X веке по дремучим приволжским лесам бродили полудикие племена охотников. Своей книгой Ибн-Фадлан рассеял эти представления. Здесь в то время находилось богатое государство, основанное предками поволжских народов. Царь Алмуш совершил вместе с послами поездку, и Ибн-Фадлан видел в его стране столько удивительных вещей, что не смог перечесть «из-за множества».
Поразили южного жителя светлые ночи, когда «красная заря ни в коем случае не исчезает окончательно», необычная земля — «черная, вонючая» и огромные леса; пища тоже необычная: «просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве». И жители не похожи на задавленное налогами население халифата. Путешественник с удивлением отмечает: «Каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя». Необычны нравы: на приемах жена царя сидит с ним рядом.
Путешествие продолжалось уже несколько месяцев, когда пришла весть, что приплыли руссы... Ибн-Фадлан не мог упустить возможность поближе познакомиться с этими людьми. И он подробно рассказал об обычаях и нравах наших предков, об их языческой вере, о внешнем виде, наконец. Русские торговцы — высокие, румяные, белокурые, с голубыми глазами и окладистыми бородами — держались приветливо, но независимо. Руссы, видимо, прибыли надолго, они построили большие деревянные дома и расположились в них со своими товарами. Двери домов не запирались. Но, пишет Ибн-Фадлан, «если они поймают вора или грабителя, то они поведут его к длинному толстому дереву, привяжут ему на шею крепкую веревку и повесят его на нем навсегда».
Поразили Ибн-Фадлана деньги руссов — «серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, а также соболь».
Потом до Ибн-Фадлана дошла весть «о смерти одного выдающегося мужа из их числа». И он подробнейшим образом описал похороны по языческому обряду — сожжение. Ибн-Фадлан смотрел на огонь, и русс, стоявший рядом с ним, сказал ему через переводчика: «Вы, арабы, глупы. Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви,