Книга

ОТКУДА   ПОШЛА СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

 

 

     В неповторимый мир Древней Руси вводят нас былины русского народа. Красуются в нем славные города Киев и Новгород с белокаменными храмами; бушует народное вече; стучат мечи богатырские, и свистят каленые стрелы; стоят на страже родной земли богатырские заставы; звенят гусли, и сказитель поет славу своему времени.

 

     Былины отразили напряженные события и создали исполинские характеры, которые вызывают восхищение и по сей день,— Илья Муромец и Святогор, Василий Буслаев и Алеша Попович, Минула Селянинович и Добрыня Никитич. Любовь к родной земле, сознание красоты и большой будущности отчизны — все это есть в былинах. Но былины раскрывают не только героические события и героические характеры, они содержат свидетельства о жизни людей в ту эпоху, и перед нами довольно полно предстает их быт, нравы и обычаи.

Не обошли былины и такого важного вопроса, как грамотность героев, распространенность образования вообще... И это не удивительно — ведь они повествуют о временах, когда на Руси были распространены письмена на бересте, то есть ко времени довольно широкого внедрения в народ умения читать и писать.

Итак, умел ли читать и писать Илья Муромец? А другие богатыри? Заглянем в текст былин, посмотрим, что в них говорится по этому поводу...

... По дороге в стольный Киев-град Илья Муромец делает остановку, срубает сырой дуб и ставит часовенку. А на часовенке пишет: «Ехал такой-то сильный могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович;». А ведь перед этим в былине подробно говорится, что Илья — крестьянский сын, «из бед-нова положения и от бедных от родителей от трудящих». Для сочинителя былины, таким образом, вполне естественно, что крестьянин умеет писать.

В другой былине («Три поездки Ильи Муромца») говорится о «горюч камне», на котором «подпись подписана»:

А в дороженьку ту ехать — биту быть, Во другую ехать — женатому быть, Да во третью ту ехать — богату быть.

Илья Муромец, как следует далее из текста, надпись эту прочитал без всякого затруднения. С аналогичными надписями встречаются и другие богатыри, в том числе и Саул Ле-ванидович.

В былине «Алеша Попович и Тугарин» Алеша видит камень придорожный и говорит своему спутнику:

Оглавление