Книга

ТАМ,   ГДЕ ХРАНИЛАСЬ «ЗАДОНЩИНА»

    Не остался монастырь в стороне и от бурной идеологической борьбы, охватившей в то время различные слои общества, был он и местом ссылки противников Ивана Грозного.Постепенно Кириллов монастырь набирал силу.

Вскоре здесь началось бурное строительство. Уже через сто лет после прихода Кирилла в монастыре возникает величественный Успенский собор — крупнейшее сооружение своего времени на Руси. Собор был построен двадцатью вызванными из Ростова Великого «стенщиками» и каменщиками во главе с Прохором Ростовским всего за пять месяцев. Летописец назвал его «церковью великой». На каменное диво приходили посмотреть люди отовсюду, ведь Север в те времена почти не знал каменных сооружений... Со временем монастырь окружает себя мощными крепостными стенами и башнями.

С первых же дней существования монастырь стал знаменит и как крупный культурный центр. Здесь работали прославленные иконописцы, такие, как Дионисий Глушицкий (ему принадлежит прижизненный портрет Кирилла), мастера фресковой живописи: Любим Агеев, старец Александр и его ученики. Здесь из года в год накапливались книжные богатства, процветала книгописная палата, велось летописание, создавались литературные памятники, переводились иностранные произведения. Рано стала складываться и библиотека, сохранившая редчайшие древние рукописи. За крепкими стенами, в тишине келий трудились писатели. Среди них и такие талантливые, как Нил Сорский, идеолог «нестяжателей», и Пахомий Серб, составивший «Житие Кирилла». Основание книжному собранию в Белозерском монастыре положил Кирилл, который еще до прибытия в «пустыню» занимался списыванием книг в Симоновом монастыре.

      С начала XV века в монастыре ведется переписка книг мастерами; имена некоторых из них сохранились. Это — Феогност, переписавший «Лествицу» в 1422 году, Марти-ниан— «Каноник» (1432 г.), Герасим — «Минею» (1483 г.). Создаются и литературные произведения, проникнутые идеями необходимости сильной централизованной власти на Русп. К ним относятся прежде всего послания самого Кирилла к московскому князю. В них он излагает свое представление о высшей власти: «Князь должен беречь своих людей, суды бы судили правдой, посулы бы судьи не брали».

Библиотека постепенно росла, увеличивала свой фонд. Создание книгохранительницы связывают с деятельностью старца Ефросина, одного из писателей XV века, человека исключительной начитанности. Он усердно переписывал книги, редактировал их, делал на составленных сборниках пометки. Они-то, эти замечания древнерусского книжника, и дают нам возможность судить о его знаниях, о его осведомленности в литературных источниках.

Ефросин имел, например, хорошее представление о книголюбах древнего мира. Так, царя Соломона — книгописца и собирателя — он сравнивал с «Исидором книголюбцем» и с «Оригеном-еретиком». Исидор — это, по-видимому, архиепископ севильский, представитель позднеантичной культу

Оглавление