Книга

ТАМ,   ГДЕ ХРАНИЛАСЬ «ЗАДОНЩИНА»

стыря во второй половине XV века вышло и «Сказание об Индийском царстве», которое в средневековье играло такую же роль, как в наши — фантастика. Рукою Ефросина написаны и древнейшие списки «Задонщины», «Хождения» игумена Даниила, «Александрии».

Значение сборников, составленных Ефросином, конечно, в том, что они сохранили нам наиболее древние тексты важнейших памятников литературы.

Круг интересов его чрезвычайно широк. На полях сборников, переписанных Ефросином, встречаются заметки астрономического, географического, исторического характера. В одном месте он отмечает, что с момента «боя за Доном» прошло сто лет, в другом — говорит о затмении солнца. Он любит хронологические таблицы, разъясняет, например, что «Иерусалим старей Рима лет 500 без 30 лет, а Рим старей Византии лет 30», с удовольствием выписывает значение необычных мер и денежных единиц. Привлекают его иностранные слова, он дает название месяцев по «римьски, египетски, еврейски, еллиньски» и прибавляет, что на Земле «языкь человечес-кыхь 72», при случае поясняет, что «бомбак» — бумага «по-грецки» и т. д.

При Ефросине, уже в конце XV века, в монастыре составляется   описание   рукописей   библиотеки.    Оно   считается выдающимся для своего времени библиографическим документом.   Видимо,   знакомство с деятельностью    книжников древности — Соломоном, Исидором, Дмитрием Фалерским не прошло для Ефросина даром. Ведь еще в древности, в частности, в Александрийской библиотеке были удачные попытки составления прекрасных каталогов. Поэт и ученый Каллимах. оставивший после себя свыше 800 разнообразных сочинениЛ по истории, грамматике, поэзии, создавший новое, так называемое александрийское направление в поэзии,— прославился не только этими своими изысканиями. А тем, что составил «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и трудов, которые они сочиняли». Каталог состоял из 120 томов. Каллимах рассказывал не только о книге, но и о eё авторе; если автор был неизвестен, он пытался установить его. Словом, это был основательный библиографический труд. Правда, труд ученого-грека не сохранился, но во многих сочинениях есть ссылки на него. Вполне возможно, что Ефро-син где-то слышал или прочитал об этом каталоге. Во всяком случае, впервые на Руси библиографическое описание рукописей было сделано в Кирилло-Белозерском монастыре.

Легко представить себе, как книгохранитель бережно брал в руки каждую рукопись и тщательно просматривал ее. Что она собой представляет? Как называется? Кем написана или кому принадлежит? На чем написана — на бумаге или пергаменте? Каков формат? И только после этого брал перо  и неторопливо записывал самые важные   сведения.    Строка   за строкой идут перечисления: устав, евангелие, минея, пролог, апостол, патерик. А вот п особые приметы: Новый Богослов — «горелый»; псалтырь—«ветха, на хартии», псалмы — «ветхи, на бумаге». Пожары были страшным; бедствием в древней, по преимуществу деревянной Руси. В огне пожаров гибли многие ценности, и люди во время такого бедствия стремились спасти книги... Действовало на книги и неумолимоеввремя, десятилетие за десятилетием находятся они в употреблении, и вот оказывается, что корешок порвался,   листы на углах загрязнились, иные совсем потерялись, нет начала, утрачены застежки, коробится деревянный переплет, истлели края листов. И появляется против таких книг приписка «ветха».

Описание состоит из двух отделов (и в первом и во втором последние листы утрачены). В первом дано описание 212 книг. Эта часть напоминает обычную инвентарную опись. Особого внимания заслуживает отдел второй. В нем дано подробнейшее описание 24 сборников, Которые названы в первом отделе. Составитель описания перечисляет все входящие в сборник статьи и все главы каждой статьи. При этом отмечаются: заглавие статьи и ее начальные слова, затем начальные слова всех глав, число листов, занятых каждой главой.

Оглавление