Книга

ТАМ,   ГДЕ ХРАНИЛАСЬ «ЗАДОНЩИНА»

Для удобства пользования описанием применяются довольно удачные приемы оформления.   Заглавие и начальные

слова каждой статьи начинаются с новых строк, заглавия написаны киноварью, киноварью написана также первая буква начальных слов. Нумерация глав (киноварью) и число листов (чернилами) — обозначены на полях. Этими приемами достигается исключительная наглядность и обозримость опи-. сания. Во втором отделе описаны 957 статей!

Обнаружил «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» в 1880 году профессор Н. С. Тихонравов в сборнике самого невзрачного вида. Переплет — деревянный, доски от времени разбились, кожаный корешок пришел в негодность. В сборнике 264 листа небольшого формата (10X16 см), они перепутаны, несколько листов вырезано. Видимо, сборник служил записной книжкой, в ней — выдержки из византийских и русских сочинений, известия летописного характера и заметки личного плана.

Но более трети листов занимает «Описание».

Вскоре после «открытия» библиографический памятник был издан Н. К. Никольским, который писал: «Употребленные здесь приемы в своей совокупности... и доселе удерживаются чгри научном описании старинных рукописей и показывают, что мы имеем дело не с обычным каталагизатором монастырских библиотек, а с выполнителем выдающегося для своего времени библиографического труда».

В описании, повторяем, дано свыше 200 книг.

Среди этого рукописного наследия есть подлинные шедевры книжного искусства, выполненные выдающимися мастерами.  Таким был Феодосии Изограф,  сын Дионисия.  Еще в 1486 году артель художников, в которую входил Феодосии, расписывала одну из церквей Иосифо-Волоколамского монастыря. Мастера уже тогда назывались «хитрыми живописцами». Артель после этого работала в Феропонтовом монастыре. В начале XVI века Феодосии Изограф по праву считается ведущим живописцем Московской Руси. Достаточно сказать, что он автор фресок Благовещенского собора в Кремле. (Этот собор входил в состав великокняжеского двора и был домовым храмом великих князей.)

Много сил отдал Феодосии оформлению рукописей. Одну из них сохранила библиотека Кирилло-Белозерского монастыря — это «Евангелие Гурия Тушина». Такое название оно получило по имени ее владельца. Гурий Тушин непродолжительное время был игуменом монастыря (1485 г.). Евангелие оформлял Феодосии Изограф. Книга написана полууставом на французской бумаге по заказу великого князя Василия Ивановича. Он-то и сделал вклад в монастырь, о чем свидетельствует надпись на последнем листе: «Сие Евангелие дал князь великий Василей Гурию Кирилловскому Тушину». Художник смело нарушает устоявшиеся каноны в оформлении рукописных книг. Примечательны в этом отношении миниатюры. Исследователь «Евангелия» Е. Л. Немировский отмечает, что жемчужина убранства кроется в орнаментальном обрамлении фигур евангелистов... «Феодосии Изограф впервые широко вводит в миниатюру орнамент. Игра узоров занимает его гораздо больше, чем передача внутреннего состояния евангелиста, его дум и помыслов. Здесь наш художник — великий мастер. Он словно любуется причудливыми извилинами линий, сочетанием цветовых пятен, игрой узора на белом листе бумаги».

Оглавление