Книга

ТАМ,   ГДЕ ХРАНИЛАСЬ «ЗАДОНЩИНА»

форму: «Май холодный — год хлебородный». С введением христианства приметы стали «прикрепляться» к именам святых: «Какова Аксинья — такова и весна», «Егорий с росой — Никола с травой» и т. д.

Часть из примет, выработанных практикой Северо-Восточной Руси, и были включены в сборник, относящийся к XV веку (ему, следовательно, пятьсот лет). На одной из страниц читаем: «Егда громъ приидет с востока, то всякого обилия много. А еще придетъ в полудни, жита мало будетъ а овцемъ гибель. Аще придетъ с полунощи, вина и вещы много будетъ, то лето северно будетъ. Аще придетъ гром з заподу, то лето |будетъ сухо, дождя не будетъ».

Мы должны быть благодарны древним книгосписателям и книгохранителям этого монастыря и за то, что они сберегли один из древнейших списков «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его Владимире Андреевиче, писание Софония старца рязанца». «Слово» это, более известное под названием «Задонщина», прославляет Куликовскую победу.

С первых строк «Задонщины» нетрудно понять, что Софо-ний взял себе за образец великую поэму прошлых веков — «Слово о полку Игореве». Но это свидетельствует о том, что лучшие образцы культуры Киевской Руси находились в обращении и в период страшного опустошения русских земель татаро-монгольскими ордами. Старец Софоний тем не менее создал вполне оригинальное художественное произведение. Сила его прежде всего в том, что оно отразило великое событие. И «Слово» и «Задонщину» роднит общая идея. Но если в «Слове» призыв автора к объединению князей остается без ответа, то в «Задонщине» подчеркнуто, что победа достигнута благодаря объединению русских князей. В «Задонщине» даже говорится о стремлении новгородцев участвовать в битве, хотя новгородцы не принимали участия в разгроме общерусского врага:

Звонят колокола вечные в Великом Новгороде, Стоят мужи новгородцы у святой Софии...

Подобно «Слову о попку Игореве», «Задонщина» проникнута горячей любовью к родине. В поэме читаем: «Для нас земля Русская подобна милому младенцу у матери своей».

Автор не ставил своей целью последовательно изложить события, связанные с Мамаевым побоищем. Сам он характеризует произведение как «жалость и похвалу». Это жалость — плач по погибшим и похвала — слава мужеству и воинской доблести русских.

Довольно точно установлено, что «Задонщина» создавалась по свежим следам событий, вскоре после Куликовской битвы. Высказано и предположение (профессор В. Ф. Ржига) о ее авторе. Видимо, незадолго до Куликовской битвы боярин Софоний занимал видное положение в рязанском княжестве. Затем, в связи с изменой князя Олега общерусскому делу борьбы с татарами, Софоний выехал в Москву к князю Дмитрию и стал его ревностным сторонником... «Конечно,—

Оглавление