Книга

ТАМ,   ГДЕ ХРАНИЛАСЬ «ЗАДОНЩИНА»

ры, который был настоящим книговедом. Ориген — александрийский богослов и философ, стремившийся соединить христианское учение с античным идеализмом.

Оставил Ефросин и такую пометку: «Некто Дмитрей кни-гохранитель, яко суть книг собрано пол шесты тмы (5500) и еще посла в Иерусалим о книгах». Трудно сказать со все it определенностью, кого имел в виду в данном случае Ефросин. Предполагают, что это — Дмитрий Фалерский, библиотекарь Александрийской библиотеки. Именно ему поручал Птолемей II наладить перевод древнееврейского пятикнижия па греческий язык. Александрийцы тогда же обратились в Иерусалим с просьбой прислать оригиналы и переводчиков...

Любил он и составлять всевозможные сборники, в которые включал выдающиеся произведения светской литературы Древней Руси. Одно из них — «Сказание о Дракуле-воево-де» — имеет приписку: «В год 6994 (1486) февраля в 13 день списал я это впервые, а в году 6998 (1490) января в 28 день еще раз переписал я, грешный Ефросин».

Считают, что автором «Сказания» был русский посол в Венгрии и Молдавии Федор Курицын. В основу произведения он положил цепь эпизодов-анекдотов о воеводе Мунтьян-ской земли — Владе. Автор приводит ужасные картины жестокости Влада, прозванного Дракулой (т. е. дьяволом), жестокости, не вызываемой никакой необходимостью. Вместе с тем он любуется находчивостью своего героя, показывает его ненависть ко всякому злу и несправедливости. Этим «Сказание» отличается от немецкого варианта произведения. Стоит отметить, что писатель не осуждает Дракулу за его коварство и своеволие. Лишь однажды прорывается у него огорчение — когда герой принимает латинскую веру, чтобы получить утерянное воеводство. Ценой измены православию Дракула не только снова стал воеводой, но получил в жены себе сестру короля.

Переписал Ефросин и «Сказание о Соломоне и китовра-о3*' надлежащее к числу апокрифических    сочинений, здесь Ефросин проявил явное вольнодумство. Еще в XIV веке «О Соломоне цари басни и кощюны и о китоврасе» включались в списки запрещенных книг. Эти «басни и кощюны» принадлежали к народной «смеховой» литературе, не разделяющей своих героев на положительных или резко отрицательных... В двух словах о содержании «Сказания». Мудрому иудейскому царю Соломону служит «дивий зверь» Китоврас. Этот дивий зверь, отличающийся проницательностью и остроумием, дает царю всевозможные полезные наставления   но он же, чтобы показать свою силу, забрасывает Соломона на край земли обетованной. И мудрецам и книжникам приходится его разыскивать. Надо признать, что жизнерадостным был этот Ефросшт. Ил книжной мастерской мона-

 

Лист из рукописи Ефросина.

 

Оглавление