Книга

ПЕРВЫЕ НА РУСИ

Эта книга привлекала читателей картинами природы, рассуждениями о быте и занятиях жителей, о природных богатствах. Примечательно, что, находясь на чужбине, Даниил всегда чувствовал себя русским человеком, патриотом своей земли. Это — первое географическое описание на Руси. Вплоть до XVII века оно служило образцом для описания «чужих земель!».

Ну и, конечно же, вершиной культуры тех времен является «Слово о полку Игореве», которое В. Г. Белинский назвал «благоуханным цветком русской поэзии». «Слово» воспевает героизм русского народа; основная идея, которую проводит автор,— это клич к единению Руси перед монгольским нашествием (К. Маркс).

...Всего два с половиной века отделяют «Олово о полку Игореве» от первых восьми букв, нацарапанных на глиняном кувшине. И за это время на Руси была создана развообраз-иая литература, появились ее читатели и ценители...

И, повторяем, многие из произведений русской литературы, видимо, занимали почетное место в Киевской Софии...

О читателях библиотеки мы ничего не знаем, известно только, что богатствами княжеской библиотеки, созданной при Ярославе Мудром, пользовался, по всей вероятности, составитель «Изборника» князя Святослава Ярославича по имени Иоанн. В конце труда он пишет: «Избрано из многих книг княжьих...»

Содержание сборника довольно разнообразно: отрывки из сочинений «отцов церкви», выписки из житийной литературы, из поучений, статьи по философии и истории. К «Изборнику» приложен индекс — список «истинных» и «ложных» книг. Список этот под рубрикой «книги еретические» указывает: «Мартолой, рекше астролог, астрономия, землемерие... звездочетец, шестодневец» и другие книги, которые запрещалось читать и держать у себя. Это было первое цензурное ограничение, введенное церковью в русскую книгу. В списке приводится перечень многих произведений, до нас не дошедших.

В этом же «Изборнике!» дан один из древнейших советов, как читать:

«...Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к одной главе».

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что собор Софийский насчитывал ряд библиотек; одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев и три дня грабил собор и вывез книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, п опять пострадал книжный фонд... 6 декабря 1240 года город разграбили татары. Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Никаких следов ее до сих пор не найдено.

Оглавление