Книга

ПЕРВЫЕ НА РУСИ

 

 

.

             Когда говоришь или  слышишь  слова  “Древняя  Русь”, то  на память приходят размеренные и торжественные слова былин наших, стихи А. Пушкина о вещем Олеге, изумительная по своей красоте и скромности церковь Покрова на Нерли и величественный собор Софии в Киеве. А могучий Господин Великий Новгород? Так и чудится шум этого города... Вспоминаешь «Слово о полку Игорйве», могучих богатырей... Илья Муромец, Василий Буслаев, Садко... И встает в воображении страна со множеством городов и сел, которую еще в то далекое время так и называли Гардарик — «страна городов». (Общее их количество ко времени монгольского нашествия близко подходило к 300.) О Киевском государстве хорошо знали в Константинополе и в Риме, императоры заключали с ним договоры, миссионеры стремились приобщить его к христианству, а купцы — завязать торговые связи. Ученые-географы Средней Азии и Ирана составляли описание Руси. Нередкими гостями были представители халифов Багдада. И глубоко прав был митрополит Иларион, когда утверждал, что земля Русская «известна и славится во всех странах света».

...Уже к концу X века границы древнерусского государства простирались от устыя Дуная до дельты Вшили, от предгорий Кавказа до Финского залива... Город Тмутаракань стал русским торговым портом на юге, а Новгород — на севере.

Не уступала Русь древняя другим западноевропейским государствам по культуре и образованию.

Характеризуя положение древнерусского государства в X веке, Карл Маркс писал: «Нам указывают на Олега, бросившего против Византии 88 000 человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Нам указывают также на Игоря, сделавшего Византию своей даняицей, и на Святослава, похвалявшегося: «греки доставляют мне золото, драгоценные ткани... фрукты и вина. Венгрия снабжает скотом и конями, из Руси я получаю мед, воск, меха и людей», и, наконец, на Владимира, завоевавшего Крым и Ливонию и принудившего греческого императора отдать ему дочь, подобно тому, как это сделал Наполеон с германским императором. Последним актом он сочетал теократический деспотизм порфирородных с военным счастьем северного завоевателя и стал одновременно государем своих подданных на земле и их покровителем и заступником на небе».

После введения христианства (988 год) в Киевскую Русь стала поступать переводная литература из Византии и Bogira-рии. Она, эта литература, расширяла кругозор читателя, вызывала интерес к книге, приобщала к чтению, способствовала дальнейшему развитию культуры. Литература знакомила русских людей с новыми нормами морали и нравственности, сообщала им сведения исторического и географического характера.

        Древнерусскому государству в связи с введением христианства сразу же потребовалось много Грамотных людей. Государственная администрация, связи с чужими землями, торговля нуждались в образованных людях. И до нас дошли летописные сведения ее только о знакомстве князей того времени с иностранными языками, не только о их любви собирать и читать книги. Князья проявляли заботу и о создании школ. Первые учебные заведения начал вводить Владимир Красное Солнышко. Именно юн (распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Надо иметь в виду, что «лучшие люди» — это верхушка феодального общества, но никак не холопы, смерды или ремесленники.

Оглавление