Книга

ПЕРВЫЕ НА РУСИ

Не могут не поражать воображение сведения о широком (в смысле географическом) распространении культуры в Древней Руси. Летописи с документальной достоверностью утверждают: не в одном Киеве и в Новгороде жили любители книг. В первой половине XI века упоминается училище в Курске (Лаврентьевская летопись). Училище было и в Полоцке, при женском монастыре, основанном княгиней Ефросиньей (XII в.). Она же «наченше книги писати своими руками». В первой половине XIII века Симон, епископ владимирский, утверждал, что собрание его книг («книгы многы») сохранялось еще в Печерском монастыре. Ростовский епископ Кирилл (начало XIII в.) славился не только своим богатством, но и книгами. А Владимир Василькович Волынский, «книжник великий и философ, акого же не бысть во всей земли», сам переписывал книги.

Историк Татищев, который пользовался, видимо, летописями, до нас не дошедшими, пишет о существовании в древнейший период многих училищ — в Галиче, во Владимире Волынском, в Смоленске, где при Романе Ростовском преподавали греческий и латинский. Упоминает он и о существовании ряда библиотек. У Константина, сына Всеволода Большое Гнездо имелось книжное собрание, насчитывающее 1000 томов! Константин организовал училище, которое впоследствии стали называть Григорьевским затвором; при княжеском дворе жили ученые монахи, которые занимались переводом с иностранных языков на русский и перепиской книг. Среди ученых в обычае были споры и диспуты.

Библиотека после смерти Константина перешла к училищу. Здесь позже учился Стефан Пермский, выдающийся просветитель, и его друг Епифаний, прозванный за свою ученость Премудрым... Есть в летописи такие строчки: в церквах «клети исполнены книгами», в кельях монастырских   «ничего   но   видно, кроме   икон и книг». В каждом боярском тереме есть  «крестовая палата», в ней под образами — книги.

Об этом же — о широком распространении культуры — свидетельствует и свод произведений рязанской литературы, который составлялся при церкви Николы в небольшом рязанском городе Заразске (ныне Зарайск Московской области). В составе этого свода, многократно переписывавшегося в течение столетий и расходившегося по всей Руси во множестве списков, дошла до нас знаменитая «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Маленький городок, который и в летописях-то в то время не упоминался, выдвинул из своей среды выдающегося писателя, создавшего произведение, которое отличается большой трагической силой и высокими художественными достоинствами.

Созданная не позже середины XIII века «Повесть» описывает подлинные события: поражение рязанского войска в битве с татаро-монголами, взятие и разгром Рязани. Вместе с тем автор использовал и фольклорные элементы. Это, например, рассказ о Федоре, погибшем в ставке Батыя, и о смерти его жены Евпраксии, которая в отчаянии с малолетним сыном Иваном бросилась с высокого терема и «заразилась» до смерти (отсюда и название города «Заразск»). Фольклорный характер носит и вторая часть — о богатыре Евпатии Коловрате. Эпическим стилем описана битва, когда один — бился с тысячей, а два — с тьмою. Затем — потрясающая картина уничтожения города и его жителей. Трагедия подчеркивается лаконизмом повествования: «И взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князи, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде много людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь город пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское... И не осталось во граде

Оглавление