Книга

ПЕРВЫЕ НА РУСИ

века по 1240 год, должно исчисляться порядком сотен тысяч единиц». Это лишний раз подтверждает мысль, что церковь собирала и сберегала прежде всего богослужебные книги для воспитания населения в духе православия. Что касается литературы демократической, создававшейся, начиная с XI века, горожанами, ремесленниками и торговцами, то она сохранилась и дошла до нас по чистой случайности...

Подсчитано и число грамотных людей того времени. По мнению Сапунова, не менее двух процентов населения страны владели грамотой, а это приблизительно сто тысяч человек. Вспомним, что во времена правления Екатерины II один грамотный приходился на восемьсот человек.

Но в Древней Руси не только эти два процента людей были знакомы с книжностью, с произведениями литературы. Чтобы лучше представить себе объем средневековой книжности, ее распространенность, надо помнить, что книги не только читались, но и слушались. Тогда были даже специальные чтецы, для которых чтение вслух стало профессией. Сборник «Златая цепь» перечисляет тех «вежей» (знающих), которых можно противопоставить «невежам»: «дьяк или чтец, или чернец, или ерей». Слушали книги в теремах, в городских   домах,  в монастырях.   В   житии   Антония   Сийского сказано: «На трапезе бывает утешение братии великое и чтем житие преподобного».

Академик Б. А. Рыбаков, суммируя все это, заметил, что каждую древнерусскую книгу мы должны представлять сеое не только как объект поочередного индивидуального пользования, но и как источник общих чтений.

Зная дороговизну старых книг, только учитывая их коллективное использование, мы сможем по-настоящему понять замечательное древнерусское изречение: «Книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».

 

 

 

 

 

 

 

Древний, план Новгорода (XVI в.).


 

Оглавление