Книга

СОКРОВИЩА ГОСПОДИНА ВЕЛИКОГО  НОВГОРОДА

Там «Остромирово евангелие» нашло себе пристанище в Сенате, а потом вместе с другими рукописями было передано в кабинет Екатерины II. В 1805 году совершенно случайно книга была найдена в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала, никому не было известно. Ни в каких описях книга — древнейший памятник русской письменности — не значилась. Теперь «Остромйрово евангелие» было передано в Публичную библиотеку.

Давно нет ни заказчика рукописи Остромира, обладавшего тонким вкусом, ни исполнителей его заказа — дьякона Григория и художников-миниатюристов, а книга осталась нам в наследство как свидетельство высокого мастерства наших предков, как бесценное богатство. И невольно вспоминаются слова древних каллиграфов: рука, державшая перо, истлела в гробу, но написанное живет вечно.

...Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. О каждом любителе книг, о каждой библиотеке, даже о судьбах отдельных книг, в том числе и связанных с Новгородом, можно рассказать много интересного и поучительного. Вот «Мсти-славово евангелие». По припискам в конце рукописи, которые сделаны «памяти ради», ученые смогли проследить ее путь от «рождения» до наших дней. Эта древняя пергаментная книга переписана неким Алексой, по поручению новгородского князя Мстислава (отсюда и название), старшего сына Владимира Мономаха.

Известно также, что золотом писал мастер но имени Жаден. Текст евангелия был закончен мастерами не позже 1117 года. Далее следует приписка «княжеского тиуна Насла-ва», относящаяся к 1125 году. Наслав — «недостойный, худой и грешный» совершил путешествие в Царьград, где переплет книги был украшен драгоценными камнями, золотом и эмалями. Украшение переплета, или, как тогда говорили, оклада, было завершено в Киеве. Уже тогда книга считалась драгоценной. Княжеский тиун сделал такую приписку: «Цену же евангелия сего един Бог ведает...»

Еще одна приписка, теперь уже XVI века ('1551 год), гласит, что по повелению Ивана Грозного оклад обновили, а корешок и нижнюю доску обтянули бархатом. Хранилось «Мстиславово евангелие»  в Архангельском соборе   Московского Кремля, затем в Патриаршей, а после этого в Синодальной ризнице.

С именем Мстислава связана и большая работа над русским летописанием. Летописец Мстислава (а некоторые исследователи приписывают этот труд самому Мстиславу) выдвигал роль Новгорода на первый план и внес в летопись несколько народных преданий. Он же вставил в летопись «Поучение-Мономаха». (Эту гипотезу выдвинул в свое время М. Р. Приселков.)

В XI веке (1047 год) переписал «Рукопись толковых пророков» поп Упырь Лихой. До нас она не дошла, но заведомо существовала в XV веке. Именно в XV веке с нее было сделано несколько списков. Все списки очень близки и некоторые из них воспроизводят запись, сделанную в конце Упырем Лихим. В знаменитую «Геннадиевскую библию» были включены тексты пророков, которые также близки рукописи Упыря Лихого.

Новгород сохранил и вторую древнейшую датированную книгу Руси «Изборник» 1073 года княза Святослава. Наряду с нравоучительными текстами религиозного и бытового характера, он включает в себя статьи по философии и истории, а также статью о поэтике. В «Изборнике» помещена миниатюра изображающая князя Святослава в окружении семьи. Это — первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней. Трудно сказать, какими путями попал «Изборник» в Новгород, но он сохранялся там, пока его не вывез патриарх Никон... П. М. Строев и К. Ф. Калайдович в 1817 году нашли эту старинную книгу в Истре, в монастыре Никона Новый Иерусалим. Через 17 лет президент Академии художеств А.

Оглавление