Книга

СОКРОВИЩА ГОСПОДИНА ВЕЛИКОГО  НОВГОРОДА

И. Оленин узнал, что лист с изображением княжеской семьи исчез. Оленин известил о пропаже московского митрополита Филарета, который настоял на том, чтобы рукопись передали из монастыря в Синодальную библиотеку. Передача состоялась 29 августа 1834 года... Злоключения на этом не завершились. Лист нашелся — какой-то неизвестны и человек в конце того же года вручил его министру народного

из самых замечательных описаний Константинополя в средневековое время.

Другой новгородец — Стефан — посетил Константинополь в 1349—1350 годах и кратко описал его достопримечательности в рукописи «От странника Стефанова Новгородца». В «Страннике» Стефана есть весьма примечательное сообщение о том, что из Студийского монастыря посылается на Русь много разных книг. Рассказывая о встрече в монастыре со своими земляками-новгородцами Иваном и Добрилой, путешественник говорит, что они «ныне живут туто, списаючи в монастыре Студийском от книг святого писания, зане бо искусни зело книжному списанию». Списывание книг, а возможно, и перевод их на русский язык в Константинополе проводился и в более раннее время.

Новгородскому автору принадлежит и произведение, рассказывающее о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году. Именно под этим годом оно внесено в новгородскую летопись. Не говоря уже о том, что в «Повести временных лет» полулегендарные рассказы о народах «в полуночных странах» записаны со слов новгородцев.

Перечень этот, конечно, можно продолжить. Но и сказанное с очевидностью говорит о высоком уровне культуры древнего Господина Великого Новгорода, о книжном богатстве, созданном его наиболее выдающимися представителями. Многие из этих сокровищ находились в Софийском соборе. Он был построен в 1045—1051 годах сыном Ярослава, новгородским князем Владимиром. Здесь и сложилась крупная библиотека, настолько крупная, что это вызвало предположение об особом подборе рукописей — «самых древних, самых интересных». Это, конечно, не так, но собрание книг здесь, в Новгородской Софии, было, бесспорно, значительным. Сама библиотека была под наблюдением новгородского владыки. На одной из пергаментных книг отмечено, например, что архиепископ Климент смотрел в 1276 году соборную ризницу и поручил книги некоему Назарию.

Грандиозным по замыслу было предприятие Макария — создать собрание «всех книг, чтомых на Руси». И он осуществил свое намерение, выпустив в свет знаменитые «Великие Четьи-Минеи». Кроме своих личных книг и фондов Новгородской Софии, для выявления нужной литературы он привлекал собрания монастырей — Троице-Сергиева, Кирил-ло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского. (Заметим, кстати, что сам Макарий слыл великим книжником, его называли «великим вторым Филадельфом, книголюбцем завидным».) Для переписки книг Макарий организовал в Новгороде специальную книгопискую мастерскую, о чем он сообщил в предисловии к этому собранию книг. Состоит он из двенадцати очень внушительных по размеру томов. Самый малый из них имеет 816 листов, а самый большой — 1759... В общей сложности все 12 томов насчитывают свыше 27 тысяч страниц. Чем же они заполнены? В «Великие Четьи-Минеи» вошли полные и краткие жития, поучения, писания «отцов церкви», «Патерики», сказания, притчи, описания путешествий, «Кормчая», послания, грамоты, сборники «Золотая цепь» и «Пчела», «Иудейская война» Иосифа Флавия и светские повести. Причем книги не просто переписывались: Макарий провел унификацию собранных житий, одни из них переработал, другие совсем исключил и т. д.

Предназначались «Минеи» для чтения в храме и дома.

...Слава о собрании книг в Новгороде шла «по всей Руси великой». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Известно, что Досифей — игумен Соловецкого монастыря — переписывал книги в Новгороде и пересылал их в библиотеку на Соловки. Досифей выбирал книги древнейшие, наиболее по тому времени авторитетные.

Оглавление