О книге
Это четвёртая и последняя книга известных чехословацких путешественников И.Ганзелки и М.Зикмунда об их поездке в автомобиле "татра" по странам Латинской Америки.

Перевод с чешского С.Бабина и Р.Назарова.
Художник В.Носков.
Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" - 1961


{::Глава 1::}

Глава 2 Мост  МЕЖДУ ОКЕАНАМИ

Ведущие газеты всего мира неотступно следили тогда за вторым американским кораблем — «Орегоном», который пустился в состязание со временем. Этот корабль на скорую руку был послан на Кубу из Тихого океана. Семьдесят один день длилось его плавание вокруг Южной Америки, было пройдено тринадцать тысяч четыреста морских миль. Панамский канал сократил бы путь более чем на восемь тысяч миль и ускорил бы акт вмешательства, который мог стать решающим.

Состязание «Орегона» со временем взбудоражило всю американскую общественность; в эти семьдесят один день вершилась судьба Панамы. Сенат энергично высказался за скорейшую постройку канала. Несмотря на то, что французы уже проделали в Панаме часть работы, мнение специалистов склонялось в пользу плана прорыть перешеек Центральной Америки в совершенно ином месте, ближе к Соединенным Штатам. Этим избранным государством должно было стать Никарагуа.

Но Французская компания по строительству Панамского канала предприняла еще один шаг, на этот раз последний. Если бы дело дошло до осуществления никарагуанского проекта, то остатки ее состояния в Панаме потеряли бы и ту мнимую ценность, которую они еще имели. И тут появился со спасительной идеей Бюно-Варилья, старавшийся продать Соединенным Штатам ликвидационный баланс компании.

В то время почтовые власти Никарагуа выпустили множество односентавовых марок, на которых был изображен вулкан Консепсьон, возвышающийся посреди озера Никарагуа. И хотя этот вулкан давно потух, автор рисунка украсил его султаном дыма. Бюно-Варилья скупил все не распроданные еще марки этой серии и... разослал их членам американского сената. Хитрость принесла свои плоды. Появилось доказательство того, что запроектированному каналу угрожает вулканическая деятельность. Большинством в четыре голоса сенат решил строить канал в Панаме.

Настал удобный момент, когда потерпевшая крах французская компания могла избавиться от своего ликвидационного баланса, подсунув его американцам. Вместо трехсот миллионов долларов, вложенных французами в строительство, американская компания предложила сорок миллионов, и французы благодарили судьбу и дядюшку Сэма.

Американцам оставалось лишь договориться с колумбийским правительством о размере откупного за право строительства на его территории.  Колумбия начала  ставить условия.

Тогда американский «большой бизнес» вновь прибегнул к оправдавшему себя способу: он вызвал восстание против центрального правительства в Боготе. Легко и быстро от Колумбии была отторгнута вся ее среднеамериканская часть, принявшая название Республика Панама. Соединенные Штаты торопились. Через три дня после «революции» они признали новую республику, через десять дней приняли в Вашингтоне новенького посла и не переводя дыхания выложили на стол предложение: десять миллионов долларов за право на постройку канала. Панамский новорожденный позволил разрезать себя на две половины, а 4 мая 1904 года лейтенант американского флота Марк Броук поднял звездный флаг над десятимильной в ширину полосой Панамы в знак того, что отныне здесь будет государственная территория Соединенных Штатов Америки.

Президент Теодор Рузвельт без стеснения заявил в те дни: «Я взял зону канала и оставил конгресс дискутировать; пока продолжаются дебаты, продолжается и канал».

Оглавление